tolstyakov (tolstyakov) wrote,
tolstyakov
tolstyakov

Categories:

Фестиваль "Полюс холода": дорога на костях.


В этом псто продолжение истории о том, как я поехал в качестве туриста на фестиваль "Полюс холода 2013". О том как прошел первый перегоночный день я писал здесь. А под катом одна из самых страшных и одновременно живописнейших дорог северо-востока России - Колымский тракт.


Предыдущий день завершился у нас в поселке Хандыга Томпонского района Якутии. Участок дороги отсюда до Оймякона считается самым опасным, поэтому организаторами было принято решение об обязательной ночевке здесь. Учитывая, что в гонке мы не участвуем, к месту соревновательного старта мы подъехали далеко не первыми, но и не последними.


Нужно отметить, что к вопросам безопасности организаторы и участники ралли-рейда отнеслись очень ответственно. По маршруту следования, участников сопровождал экипаж МЧС со спасателями и медиками. Благо их работа нигде не пригодилась.


Федеральная трасса "Колыма" - одна из самых необычных трасс в мире, проходящая через полюс холода. Длина трассы "Якутск - Магадан" - около 2 тыс.км (по атласу - 1867 км, по установленным на трассе дорожным знакам - значительно больше, но точной цифры никто не знает, хотя бы потому, что часть дороги проходит по воде (льду).


В двух местах - в районе Якутска и Хандыги - дорога поддерживается только паромными (летом) или ледовыми (зимой) переправами через соответственно Лену и Алдан и не работает в межсезонье.


В 2003 году дорога несколько удлинилась, когда начали строить новый ее участок, проходящий через Усть-Неру. Участок Сусуман-Оймякон заброшен, здесь нет мостов и функционирует только в зимнее время.


Дорогой "на костях" Колымский тракт назвали потому, что ее строили в основном "враги народа". Летом 1932 года заключёнными Севвостлага и вольнонаёмными специалистами были введены в эксплуатацию первые 30 км дороги и 90 км зимника. Остальные 1042 км до Усть-Неры строились до 1953 года. В таких климатических условиях вкупе с лагерным режимом люди умирали тысячами. Понятное дело, хоронили их тут же.


В самом начале нашего путешествия, учитывая давние знакомства и наличие у меня в водительском удостоверении категории на право управления автобусами, мы договорились, что по мере накопления усталости будем меняться с основным водителем, моим тезкой Алексеем. Это было рациональное решение. Потому что дорога действительно утомительная для одного водителя.


Сколько я себя помню, дорогу делают всегда. Вахтовым методом преимущественно. Где-то расширяют, строят мосты и дорожную инфраструктуру. Поэтому качество гравийки очень неплохое. Средняя скорость 80-100 км/ч. Местами можно быстрее, но поскольку торопиться не было нужды и были попутчики, чья жизнь и здоровье представляет высокую ценность, гнать мне не приходилось.


Строить дорогу приезжают специалисты из разных уголков нашей страны. Это Валерий из Башкортостана. Валерий приезжает к нам так давно, что помнит поселок дорожников Развилка. После полугодовой вахты он едет домой, повидаться с родными и друзьями, а потом, через пару месяцев, снова возвращается на Колыму.


Чаще всего по дороге ходят бензовозы. Уралами и Сайгаками (модификация КАМАЗа) жидкое топливо для котельных завозят в северные поселки. Другой технике не проехать.


Учитывая расстояния надо знать, что заправки вам будут встречаться не так часто как хотелось бы. После Теплого ключа (Хандыга) ближайшая заправка будет в Кюбюмэ. Это почти 300 километров.


Особенно рады заправкам экспедиционеры на "прожорливых" машинах. Бензин и солярка, к слову сказать, здесь стоит примерно как в Якутске. Ну может на рубль дороже...


Поскольку делового леса в этих местах не произростает, чаще всего заправки строят из "того что было". Из старой цистерны например))


На пятьсот восемьдесят шестом километре, проходим перевал «Ласточкино гнездо», где, если верить народным преданиям, сидел пулеметчик, расстреливавший убегающих из лагерей заключенных.


На перевале встречаем экипаж из алмазной столицы Якутии - города Мирный. Мирнинский внедорожный клуб "Медведь" регулярно участвует в больших республиканских мероприятиях и соревнованиях. Представляете, им чтоб только до Якутска доехать надо проехать больше тысячи километров, а тут еще столько же! Молодцы ребята. И сейчас хорошо идут))


Едем дальше. Начинаются прижимы. Желтый и Черный. Считается самым опасным участком дороги. За всю историю трассы в эту пропасть скатилось не мало машин. Я не помню ни одного случая, чтобы кто-то выжил после падения с прижима. Там дальше есть так называемая Заячья петля - серпантин, который тоже имеет печальную славу среди дальнобойщиков.


Дорога проходит через живописнейший Верхоянский хребет. В пятидесяти километрах от Теплого ключа вершина Сетте-Дабан, еще через двадцать пять километров - Скалистый, а затем, через семьдесят километров вершина Сунтар-Хаята. В летнее время здесь надо быть внимательным к ручьям и рекам, после первого дождя способным превратиться в дикие, сносящие мосты и пробивающие насквозь полотно дороги потоки.


Когда минуем Верхоянский хребет мы спускаемся в так называемое Оймяконское нагорье. Дорога проходит в долине и учитывая хорошее состояние дороги, отличную видимость и другие факторы (опыт например) здесь можно разогнаться.


В долине течет множество рек, а еще больше здесь озер. Многие из них не замерзают даже когда столбик термометра опускается ниже отметки в 60 градусов по Цельсию. На фотографии одно из таких мест. Тут же в долине протекает река Сунтар, которая потом впадает в Индигирку. Я на Индигирке был летом, это очень красивая река. Зимой, впрочем, тоже.


Небо здесь тоже удивительное!


А потом... хоп! Как-будто свет выключили, резко стемнело и мы уже почти доехали до Оймякона.


Но об этом в следующих выпусках нашей передач постах. Не переключайтесь!

Поездка стала возможной благодаря Правительству Республики Саха (Якутия), администрации МР "Оймяконский улус" и НТК "Якутия"


Tags: ГУЛАГ, Крайний Север, Оймяконский улус, Полюс холода, Томпонский район, Якутия, выходные, зима, транспорт, фестиваль, экспедиция
Subscribe

  • Армия Беларуси глазами якутянина

    Привет, читатель! Я поздравляю всех причастных и не очень с праздником - Днем защитника отечества! Это было в прошлом году, так случилось, меня в…

  • Прощай, Кэскил.

    Сегодня, как гром среди ясного неба, пришло известие, что не стало актера театра и кино Михаила Борисова. В Якутии мало кто знает его по имени,…

  • Якутск вечерний и главная новогодняя площадь республики

    Привет, читатель! На дворе середина декабря, а в Якутии тепло. Вот только сегодня утром было слегка за сорок, то прогноз на завтра снова вгоняет в…

promo tolstyakov april 22, 2013 17:20 20
Buy for 100 tokens
У меня есть друг. Молодая, красивая женщина, с улыбкой, увидев которую невольно начинаешь улыбаться сам. А еще есть глаза, красивые, но немного уставшие. В этих глазах живет надежда... В Якутии насчитывается несколько десятков семей, в чьих сердцах также не угасает огонек надежды. Надежды, что…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 35 comments

  • Армия Беларуси глазами якутянина

    Привет, читатель! Я поздравляю всех причастных и не очень с праздником - Днем защитника отечества! Это было в прошлом году, так случилось, меня в…

  • Прощай, Кэскил.

    Сегодня, как гром среди ясного неба, пришло известие, что не стало актера театра и кино Михаила Борисова. В Якутии мало кто знает его по имени,…

  • Якутск вечерний и главная новогодняя площадь республики

    Привет, читатель! На дворе середина декабря, а в Якутии тепло. Вот только сегодня утром было слегка за сорок, то прогноз на завтра снова вгоняет в…